Департамент образования Орловской области
Управление образования, спорта и физической культуры администрации города Орла
МБДОУ ЦРР - детский сад № 39
OBR57.ru

Суворова Оксана Петровна, инструктор по физической культуре

Консультация для родителей на тему

«От рождения до трех лет: любим, воспитываем, обучаем…»

 

  «… к ребенку до 3 –х лет

нужно относиться как к царю,

с 3-х до 10 лет – как к слуге,

а после 10 лет - как к другу».

                                                                                                   Древняя тибетская мудрость

 

        В настоящее время напряженность и темп жизни постоянно растёт, в эпоху кризиса родители вынуждены больше зарабатывать и, соответственно, тратить больше времени на работу. Наметилась тенденция более раннего устройства ребенка в дошкольное учреждение и в соответствии со статьей 67 Закона об образовании «Получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев» родители имеют на это полное право. По опросам родителей 10% семей готовы отдать своего малыша в муниципальный детский сад. Перед нами, педагогами, встает задача данный запрос родителей обеспечить профессиональной помощью и гарантировать гармоничное развитие детей.     

 Первые годы жизни ребенка рассматриваются нашими учеными как сензитивный период развития двигательной, познавательной и речевой деятельности. Невиданное и стремительное развитие проходит ребенок за первые несколько лет своей жизни: за первые 4 года формируется 50% интеллекта, к 8  годам – еще 30%, на всю оставшуюся жизнь остается лишь 20%; к 3 годам осваивается речь и  формируется характер человека. Следовательно, чем раньше начать работу с малышом по формированию определенных навыков, тем легче ему будет адаптироваться к окружающему миру, получить необходимые для полноценной жизни знания и способности.

Непременное условие развития мозга — активное функционирование анализаторов. Если ребенок попадает в условия сенсорной депривации — недостатка или отсутствия зрительной, слуховой, осязательной и др. видов информации, темп его развития резко замедляется, особенно в первые 3 года жизни.

Период от 1 года до 3 лет определен как ранний возраст. Это время психологического отделения от матери, и проходит он в 3 периода.  

От 1 года до полутора лет. Ребенок начинает ходить и говорить, становится более самостоятельным. В этом возрасте он – исследователь, он лезет всюду, набивает себе шишки, и его достаточно сложно удержать.

От полутора до 2 лет. Малыш укрепляется в обретенных ранее навыках, и  уже четко прослеживаются проявления его характера.

От 2 до 3 лет – период активного умственного развития ребенка.

   В этот возрасте ребенок эмоционально реагирует только на то, что непосредственно воспринимает. Желания ребенка неустойчивы и быстро меняются, он не может их контролировать и сдерживать; ограничивают их только наказания и поощрения взрослых. Все желания обладают одинаковой силой, выбрать ребенок еще не может.

Необходимо отметить, что большинство нервных систем формируются до 3 лет. Начиная с перинатального периода у ребенка активно развивается правое полушарие головного мозга. Оно отвечает за считывание эмоции, эстетическое восприятие, поэтому дети тонко чувствуют настроения родителей, любят всё яркое и имеют бурную фантазию. Подгоняя его развитие, мы как бы закрываем возможности развития левого полушария и не даем ребенку реализовать возможности развития своего эмоционального интеллекта. Ребенок, который начал читать в три года, может в будущем с трудом разбираться в своих и чужих эмоциях, не испытывать большого удовольствия от похода на концерт или в картинную галерею, не мечтать.  

      Поэтому в раннем возрасте родители и мы, педагоги, должны сосредоточиться на эмоциональном развитии, на стимулировании правого полушария, в частности, тактильной системы (так называемое «правило крепких восьмисекундных объятий»). Приветствуются такие игры, как «Волшебный мешочек», эксперименты с водой, песком, с различной фактурой поверхности. Вариативность жестов, мимики, интонации стимулирует развитие зрительной системы ребенка. Потребность в физическом развитии ребенка должна базироваться на использовании побуждающих слов, действий; разумное использование слов и действий-ограничителей; использование предметов, материалов, имеющих эффект новизны для малыша; а также создание условий для двигательной активности в разных помещениях. Вестибулярная система развивается благодаря такому физкультурному оборудованию, как горки, качалки, балансиры, фитболы, качели. Орган вестибулярного аппарата находится во внутреннем ухе, рядом с органом слуха, поэтому вестибулярная система контролирует ощущение движения и баланса. Развитие аудиальной (слуховой) системы происходит под воздействием   потока шумов и звуков окружающего мира. Только тонкое, слабое, нежное прикосновение звуков позволят различать звуковой поток, оценить его с позиций значимости и полезности. Наша задача – почаще использовать легкую музыку, и

мы увидим, что малыш танцует, двигается в такт музыки, притопывает, прихлопывает с удовольствием. Обязательно необходимо составить ему компанию: покружиться, спеть, порадоваться вместе с ним, похвалить своего маленького артиста.

       Еще одна система должна активно развивается у детей до трех лет – проприоцептивная. Данная система воспринимает сигналы мышц, связок и суставов и позволяет получить представление о положении и движении всех частей тела в каждый момент времени. Наш знаменитый  физиолог И.А.Аршавский   вывел «правило скелетных мышц». Он утверждал, что скорость роста ребенка определяется степенью физической нагрузки на общую двигательную активность («днем дети растут в движении»).  Также выброс гипофизарного гормона роста резко возрастает и в ночные часы («ночью дети растут во сне»), но дошкольники должны засыпать не позднее 22.00. Поэтому непременным условием гармоничного физического развития детей в первые годы жизни является движение и только движение.

Для полноценного физического и психического развития малыша необходимо игровое пространство для высокой подвижности и зону для формирования основных движений. Ко второй относятся, дуги и гимнастические скамейки для лазания, лесенки-стремянки для развития двигательных навыков, мячи, мешочки, обручи, фитболы и пр. Для релаксации и парных упражнений со взрослым используются удобные маты.

Предметно-манипулятивная деятельность в раннем возрасте – основная, но не с компьютером, не изучение двух языков, а с живыми обьектами, знакомство с собственным телом. Природа, физическое тело, пространство, объект - это базис, потом абстракция, которая нанизывается на базис!  До 3-х лет НЕТ телевизору, до 6 лет – НЕТ компьютеру, до 12 лет – НЕТ интернету!  Элемент творчества должен быть в любой игре!

Для постепенного развития у ребенка образа и чувства своего тела важно:

 • удовлетворять потребность в телесном контакте;

• закреплять ощущение «мышечной радости» от разнообразных движений;

• помогать чувствовать опору во время перемещения в пространстве (в разных плоскостях и направлениях);

• эмоционально вовлекать в подвижные игры и игровые упражнения с погремушками, мячами, кубиками, матрешками, пирамидками, ленточками и др.

• развивать осязательную чувствительность в процессе обследования предметов и материалов разной величины, формы, массы, фактуры;

• создавать условия для получения малышом приятных ощущений в разных условиях его жизни и активности (кормление, своевременная смена периодов активности и отдыха, комфортная температура воздуха, удобная одежда, гигиенические процедуры, пестушки, игры-забавы и др.);

• называть части тела во время гигиенических процедур, эмоционального общения, обыгрывания пестушек и потешек («Чьи это ножки бегут по дорожке», «Ладушки», «Водичка-водичка», «Сорока-ворона» и др.).

Полноценное гармоничное развитие ребенка возможно только при наличии позитивных эмоциональных отношений. Именно в сотрудничестве со взрослым и

 сверстником ребенок способен двигаться по пути развития.
Физический контакт – важное условие и для предречевого развития! Малыши очень зависят от родителей, они постоянно хотят чувствовать их физическую близость. Предпочтение отдается родителю противоположного пола. Важен тактильный контакт. Ребенок осваивает язык ощущений. Если потребность не удовлетворена, человек может остаться тактильно бесчувствен. Уяснение ребенком принадлежности к конкретному полу происходит на 2-3 году жизни, и наличие отца при этом крайне важно. Для мальчиков потеря отца после 4 лет мало сказывается на усвоении социальных ролей. Последствия отсутствия отца у девочек начинают сказываться в подростковом возрасте, когда у многих из них возникают трудности в приспособлении к женской роли при общении с представителями другого пола.

Всё чаще общение с детьми происходит «на бегу», в семье отсутствуют доверительные отношения. Что касается формирования основ здорового образа жизни у детей, родители часто забывают, что лучший способ для этого - личный пример. Совместные занятия физическими упражнениями укрепляют не только здоровье всей семьи, но и способствуют сплочению и единению.

Существует и другая крайность, которая в последствии может нанести как физическую, так и психологическую травму ребенку. Зачастую родители реализуют в детях то, чего не смогли добиться сами и усиленно начинают интенсивно обучать маленького человека. Родители, увидев проблески одаренности у своего ребенка, форсируют процесс обучения, не догадываясь о том, что ранний старт еще не гарантия длительного успеха. Зачастую уровень интеллекта выравнивается, правда, происходит это уже в школе или в вузе. Физиологи как мантру десятилетиями твердят: каждому возрасту - своя нагрузка.

 Наверное, главным критерием для родителей любого ребенка - одаренного или просто талантливого (а они все в малом возрасте нераскрывшиеся пока таланты) - должно быть одно: ваше чадо должно быть счастливо. Получает удовольствие от игры на пианино - слава Богу.  Человек, проживший счастливое детство, по-любому во взрослой жизни рано или поздно добьется успеха.

Родителям надо четко понимать тот факт, что малыш, общаясь со взрослым и сверстниками, всегда исходит из своих собственных желаний, совершенно не учитывая желания другого. Эгоцентризм в этом возрасте – это норма. Он еще не умеет сопереживать, ребенку характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с его желаниями. Ребенка раннего возраста легко отвлечь. Если он действительно расстроен, взрослому достаточно предложить заняться с ним чем-то интересным, и ребенок мгновенно переключается и с удовольствием занимается новым делом. Развитие эмоциональной сферы малыша тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием. Узнавание себя в зеркале – простейшая, первичная форма самосознания появляется к 2 годам. Сознание «я», «я хороший», «я сам» и появление личных действий продвигают ребенка на новый уровень развития, и мы, взрослые, должны быть чуткими и терпеливыми психологами.

      

 

 

Продолжая использовать сайт obr57.ru, вы соглашаетесь на использование файлов cookie. Более подробную информацию можно найти в Уведомлении об использовании cookie файлов.
Показать меню настроек